Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь · Магазин для пчеловодов
Перейти к полной версии: Судьба пчеловода начала прошлого века.
Объединенный пчеловодческий форум > Всё, что рядом с пчеловодством > Вроде о пчеловодстве, а вроде и нет ...
Страницы: 1, 2, 3
_nk
В середине 90 - х знакомый дед - пчеловод рассказал мне о пасеке его отца. Так и живу с этой историей. Дорогие пчеловоды! Подскажите, что с этим делать? Интересна ли Вам эта тема? Имеет ли смысл искать газету, в которой можно было бы напечатать хотя бы фрагменты? Этот рассказ больше о жизни, чем о прошлых приёмах в пчеловодстве.
_nk
В начале прошлого века в деревне Брянцево Ростовского уезда Ильинской волости Ярославской губернии жил справный крестьянин, и по тем временам очень грамотный человек – Иван Михайлович Семёнов. Настольными книгами его были труды ординарного академика химии Петербургского университета – Александра Михайловича Бутлерова.
Какие мысли, чувства и дела могли быть общими у крестьянина, имевшего в своём багаже земскую школу с отличием и потомственным дворянином, окончившим Казанский университет и сделавшим великолепную карьеру учёного?
Попробую рассказать о тех временах и людях, составлявших тогда соль земли русской.
Ко времени рождения Ивана Михайловича в семье Семёновых царило устоявшееся благополучие в атмосфере христианских ценностей. Дед Иван пользовался необыкновенным почитанием. Его авторитет не сводился лишь к христианскому требованию уважения старших, а был основан на памяти и понимания его роли в завидном материальном положении родственников.
Очевидно, что обеспеченные семьи с их жизненным опытом и знаниями влияют на будущее детей, но данная история показывает, что судьба человека определяется глобальными событиями, разделёнными как временем, так и пространством. Бегущие события между прошлым и грядущим могут сыграть обвальную или подъёмную роль в определённое время. Всё в мире взаимосвязано. Но это не значит, что человека несёт стремительный поток горной реки. Нет, он активный искатель возможностей среди окружающих его событий. А результат является следствием этого выбора. Поэтому, повествование будет изобиловать такими примерами.
Надеюсь, что этот фрагмент пояснит то, о чём я хочу рассказать.
ethnic Belarus
Цитата(_nk @ Воскресенье, 17 Мая 2020, 10:39)
Так и живу с этой историей. Дорогие пчеловоды!
*


Рассказывайте!
Важно, чтобы эта история не оказалась пропагандистской. smile.gif
_nk
ethnic Belarus Здравствуйте! Рад познакомиться! У меня желание передать историю - быль осмысленно.Желание поразмышлять о прошедших событиях и, конечно, чему - то научиться.
Надеюсь заинтересовать газету или журнал поскольку труд на книжку.
Может Вы представляете, как бортники наносили на деревья бортные знамена? Стёсывали кору и чертили знаки или при этом оставляли её?
_nk
Александр Михайлович решил, что пора отечественное пчеловодство поднимать на достойный уровень, пора вернуть былую славу. Ему сыну офицера участника победоносной войны с Наполеоном было стыдно, что и в этом деле мы отстали. В России в отличии от Европы ещё полно лесов и не распаханных лугов, на которых теряется страшное количество невостребованного нектара. В этом он увидел ресурс для борьбы с бедностью, а значит и устойчивости государства. В заграничных командировках академик убедился, что европейские страны смогли приспособиться к новым условиям благодаря изобретению и широкому использованию разборных рамочных ульев и центробежек (медогонок). При откачке мёда на машинке (мёдогонке) в рамках, опустошённые соты возвращаются в улей. Пчёлам в этом случае уже не требуется восстанавливать разрушенное гнездо, расходуя нектар, время и энергию. Они могут продолжать его приносить и перерабатывать в мёд.
Бутлеров решил научить крестьян, сельских учителей, и всех желающих держать пчёл пользоваться рамочными ульями. Самый дешёвый способ перехода к ним заключался в оснащении колод рамками. После того как у себя в поместье опробовал улучшенную колоду он написал книгу « Пчела, её жизнь и главные правила толкового пчеловодства». В предисловии к книге Александр Михайлович обращался к народу, используя пословицы: «Зипун хоть и сир, а ум–то никто не съел!», «Век живи, век учись!» Учись не по одним книжкам, а применяй знания к делу, работай смекальцем. В добрый час, и дай нам Бог успеха, чем дальше, тем больше! Это сочинение было удостоено Вольным экономическим обществом Золотой медали, установленной императорским высочеством государыней Великой княгиней Еленой Павловной. Для состоятельных соотечественников он выпустил книгу «Как водить пчёл», в которой дал описание рамочного улья американского изобретателя французского происхождения Шарля Дадана.
Сокращение повсеместно количества пасек со снижением мёдосбора к этому времени оказалось столь значительным, что в столицах России торговали уже преимущественно импортным мёдом «удивительной чистоты». Между Москвой и Ростовом было открыто железнодорожное движение, но предприятие Свинкина приходило в упадок. Его судьба напоминала падающую звезду, которая ярко вспыхивает на звёздном небосклоне, чтобы потом, постепенно теряя высоту и яркость, исчезнуть на горизонте.
Многие уже говорили, что и ярмарке скоро придёт конец. Знатоки в ней видели одни противоречия между теорией и жизнью. Но какая–то сила собирала ежегодно в начале весенней распутицы на улицах Ростова множество ездоков на лошадях, запряжённых
ethnic Belarus
Цитата(_nk @ Понедельник, 18 Мая 2020, 17:06)
ethnic Belarus Здравствуйте!
*


Здравствуйте!
Цитата(_nk @ Понедельник, 18 Мая 2020, 17:06)
Может Вы представляете, как бортники наносили на деревья бортные знамена? Стёсывали кору и чертили знаки или при этом оставляли её?
*


Предположу, что банально острым уголком лезвия топора. Раньше Мужское сельское население виртуозно владело топором.
_nk
ethnic Belarus. здравствуйте! Топор и нож - два древних инструмента. Я думаю, что они топором делали на дереве затёс, а затем топором или ножом наносили бортные знаки. Затёс был необходим, чтобы знак не заплывал корой. Возможно, его чем-то подкрашивали. Княжеские бортные знамена ковали из меди и прибивали к дереву.
_nk
Пятого марта 1861 года в Прощённое воскресенье перед Великим постом высочайший манифест был объявлен во всех губернских городах, озвучен в усадьбах и церквях.
Крестьяне объявлялись свободными людьми. Теперь их нельзя было продавать, покупать, переселять. Сельские труженики получали право выкупить личный дом с огородом, постройками, полевые наделы при общине, используя государственные кредиты. Раздел земли между помещиками и крестьянами должен был проходить при участии мировых посредников. С этого момента мужикам можно было покупать недвижимость, заключать договора, обращаться в суд, самостоятельно вступать в брак.
Повсеместно народ после службы расходился по домам, окрылённым благостными надеждами. Весь путь домой Иван - Семёнов сын из деревни Брянцево провёл в размышлениях. Каким образом он сможет из временно обязанного стать свободным человеком? Какое дело ему поможет занять место среди успешных людей?
В том, что это возможно он не сомневался, поскольку с детства слышал разговоры, что ростовская ярмарка когда - то породила самого Елисеева. Пётр Елисеевич Елисеев, неграмотный крестьянин из казённых ( государственных) – уроженец деревни Новосёлки Ярославского уезда, основал семейство знаменитых купцов, владеющих солидными магазинами в обеих столицах. Его жена Мария дочь Гавриила была родом из деревни Горшково прихода села Ильинское. Теперь её дети и внуки приезжают и почитают церковь, где она была крещена.
Два брата Алексеевы – заправилы винной торговли в Москве начинали в отходе с отработки оброка для стольника Скрипицина и были известны в сельце Коюрово Мышкинского уезда как крепостные сыновья Алексея – Арсений да Иван. Четыре года назад они всей семьёй выкупились из крепостной неволи и получили разрешение сменить фамилию на Смирновых. И уже через год переехали в Москву.
У него на глазах уездный город Ростов и процветающая при нём ярмарка породили своего народного героя. Вернувшийся из отхода в Казань, крестьянин Свинкин на мёде – сырце сделал состояние и стал славой Ростовского уезда. Мёд – сырец появлялся на ярмарке следующим образом. Скупщики ездили по отдалённым от оживлённых дорог селениям и деревням, чтобы за мизерную цену прибрести то, что пользуется спросом. Медовые соты они складывали в бочку и деревянным шестом уминали их. В таком виде он и предлагался покупателю. Бывший отходник принялся скупать у коммерсантов мёд – сырец по сходной цене, потому что научился отделять мёд от воска, смешивать различные сорта для придания ему желательного аромата и цвета, получать либо в виде « крупинок», либо наподобие сливочного масла.
Торговля пошла бойко. Спрос стал возрастать, а сбыт увеличиваться. Он сообразил, что можно воспользоваться шоссейной дорогой на Москву, набрал рабочих и организовал отправку больших партий продукции в обе столицы. После этого в Ростов потянулись обозы с мёдом – сырцом из различных губерний.
Все эти люди вырвались из нужды, обрели волю задолго до манифеста «крестьянского» царя. Теперь, очевидно, таких возможностей стало больше. Бывшая крестьянская участь этого купеческого сословия показывала, что путь к свободе и благополучию лежит через наличие крупной суммы денег.
Чрезвычайно холодная зима потребовала спрос на тёплые вещи. Такого холода не помнили даже старожилы. Семья Семёновых смогла на этом заработать, поскольку их род издревле держал овец и занимался вязанием чулок, носок, варежек, рукавиц. Кроме этого им пришлось закупить шерсть в деревнях Семернино и Сертино, в которых имелось большое количество этих животных на деньги, вырученные от содержания пасеки. В работе использовали два способа. При вязке одной спицей получалось не более, например, трёх пар варежек за день. А при использовании пяти спиц уже семь. Правда, этим способом получались менее тёплые изделия.
Именно на вязании и торговле произведённым Иван Семёнович решил зарабатывать деньги, поскольку этим делом занимались ещё только в деревне Редриково их прихода. Он понимал, что в это дело надо будет вкладывать все свои возможности, полностью выкладываться самому, искать людей, заинтересованных в подработке.
В это время дворянские усадьбы и особняки напоминали встревоженные ульи. Помещики не могли себе представить, что придёт время, и они останутся без крепостных мужиков. Это им грозило окончательным разорением. И без этого росло число дворянских усадеб, отдаваемых государству за долги. Перспектива утратить дешёвые рабочие руки вызывала у них желание закабалить подданных выкупными платежами, тем самым предупредить исход из деревни, взвалить на крестьянскую общину забот
pchela14
_nk
Очень интересно. Продолжайте... drinks_cheers.gif
_nk
В небольшой деревне Брянцево прихода села Назорное уже было 10 дворов. Иван Семёнович решил привлечь к своей задумке семью Голинова. Эта семья была самой бедной в деревне, хотя сам глава семьи отличался находчивостью, работоспособностью, здоровьем. В начале для вязания они использовали шерсть, приобретённую в соседних селениях. Когда тот и другой к весне скопил деньги, то пришли к решению приобрести её на ярмарке в Ростове. Они договорились о совместной закупке шерсти, чтобы она им досталась дешевле с последующим делением по затратам.
Приобретённая шерсть требовала финишной обработки: она была слишком влажной и содержала различный сор. Её необходимо было просушить в печи, а затем отбить струной на решётке для удаления сора.
С увеличением количества обрабатываемой шерсти Семёновы и Голиновы столкнулись с вопросами сохранения здоровья. Дело в том, что при её битье в воздух поднималась мельчайшая пыль и частички волос. Всё это, конечно, попадало в нос, рот, глаза и лёгкие, а также облепляло стены, окна, потолок.
Отбитую шерсть забирала жена и приступала к прядению с помощью веретена. Малолетний сын Михаил наматывал пряжу в клубки. Затем все вместе вязали изделия. Работа, таким образом, спорилась
Семёнов и Голинов заработанные деньги вновь вложили в покупку более крупной партии шерсти, чтобы уже дать возможность взять её в кредит крестьянам их прихода. Конечно, предложить это тем, кто захочет вникнуть и освоить новое для них дело. Расплатиться за кредит можно было, готовыми варежками и получить доход деньгами.
В деревне Редриково каждый работал на себя независимо друг от друга и тем более от Семёнова с Голиновым.
На имеющиеся свободные деньги они закупали шерсть в основном в селе Аньково Владимирской губернии у Кожанова, который её скупал по всему Шуйскому уезду для нужд своего валяльного промысла и с коммерческой целью для вязальщиков.
Редриковские процветали на базарах села Аньково, где сбыту рукоделия очень способствовал ярославский торговец Шабров, который оптом скупал их труд за хорошие для них цены. Односпицевые варежки как более плотные стоили дороже, изготовленных с помощью пяти спиц.
Вязальщиков из Редриково можно было встретить в Щениковской волости на Воздвиженской ярмарке и, конечно, в Ростове.
Тех, кто тупо решил сделать деньги, отбирая больше мёда у пчёл, ждало разочарование и раздражение от действительности. Мёдосбор повсеместно сокращался из– за расширения площади пахотной земли, роста поголовья домашних животных, которым требовался и выгул и сенокос. Всё это сокращало количество мёдоносной растительности. В результате зимой погибало множество пчёлосемей от голода.
– Не даёт Бог счастья. – Говорили пчеляки.
В конце лета, перезимовавших и собравших мёд пчёл, продавали коммерсантам на убой. Те травили их сернистым газом и забирали весь мёд и воск. Крестьяне массово отказывались от содержания пасек.
После перевода на русский язык Михаилом Александровичем Бакуниным « Манифест коммунистической партии» появился среди студентов, где уже ходили по рукам журналы: герценовский «Колокол», бакунинский «Народное дело», в котором он звал молодёжь бросать науку, идти в народ и готовить его к революции.
Среди студентов зрело понимание их долга перед народом, труд которого обеспечивал возможность учёбы, жизнь родителей, а когда – то и прадедов. Они довольно легко попали под влияние вольного слушателя университета Сергея Нечаева и отвечали на административные меры после выстрелов Каракозова в царя студенческими волнениями. Мысль, что хаос может быть основанием нового порядка, попала в резонанс тёмной стороны души этого человека. Он отбросил все христианские заповеди и получал удовольствие от плетений интриг среди учащихся и видений будущих разрушений.
Эти события вновь отвлекали Бутлерова уже от организации химической лаборатории в стенах Санкт – Петербургского университета, в котором он работал по приглашению Дмитрия Ивановича Менделеева.
_nk
Варежный промысел у Семёнова с Голиновым шёл в гору. Иван Семёнович ценил людей образованных, поэтому пригласил крестьянина из села Ильинское научить сына Мишу чтению и письму. Государство и церковь не занималось образованием детей из народа в их волости. Эту работу взяли на себя грамотные люди, которые в зимний период за определённую плату учили подростков из села Ильинское и ближайших к нему деревень.
Повзрослевший Михаил уже ездил с отцом на ростовскую ярмарку и стал свидетелем строительства льно–прядильной фабрики купца Кекина на восточной стороне Ростова и каменного моста с западной стороны кремля. Начало работы фабрики стало катастрофой для крестьян Ильинской волости, потому что они лишались существенной части заработка. Им пришлось продавать лён необработанным и прекращать заниматься домашним прядением и ткачеством, так как фабричное было много дешевле. Вязание варежек стало для них естественной сменой промысла. В деревне Выползово два брата Никеровых да Глазков, а в Полянках Беловцев также стали оптом закупать шерсть и распределять её по дворам. Обе деревни относились к приходу села Назорное. Деревня Оленино прихода села Назорное подержалась некоторое время на обработке льна, но и она уступила давлению времени.
У Михаила великолепный вид кремля, который спасли от разрушения несколько лет назад купцы И.И. Хранилов и Д.М. Плешанов на собственные средства, вселял уверенность в свои силы. Это стало результатом усилий купцов А.А. Титова и И.А. Шлякова, увлечённых идеей сохранения славного прошлого ростовской земли.
Новые грандиозные корпуса льно– прядильной фабрики А.А. Кекина вызывали желание действовать, внести свою лепту в отцовское дело. Излишки мёда с их пасеки пользовались спросом. Это обстоятельство побудило его купить в Ростове книгу Бутлерова: « Пчела, её жизнь и главные правила толкового пчеловодства» После изучения книги он стал осмысленно обращаться с пчёлами, но приступить к улучшению колод не захотел. Его привлекла идея заняться валяльным промыслом подобно Кожанову из села Аньково. В этом он видел большую отдачу за вложенный труд.
Михаил уже был женат на Агрипине дочери Андрея из деревни Яковлевское прихода села Назорное, когда укрепился в правильности своего решения. После открытия в Ростове паточного и цикорного заводов братьев Селивановых, патока–суррогат мёда быстро завоевала популярность и стала широко использоваться. Люди всегда падки на всё новое и тем более, если оно дешёвое.
Развивался и рос не только Ростов, но и многие сёла и деревни его уезда. Крестьянин села Поречье Павел Алексеевич Коркунов открыл в 1880 году полукустарный завод по переработке зелёного горошка, бобов, шпината.
Всё больше мужиков из села Ильинское выкупало пахотную и сенокосную землю в личную и потомственную собственность, как самостоятельно, так и в складчину, с последующим делением по внесённой сумме. Ильинское прирастало опрятными кирпичными и деревянными домами, правда, иногда ещё крытыми соломой. Интерьер
_nk
Прошу всех, прочитавших набор вырванных страниц, оставлять комментарии! Это мне поможет принять решение.
_nk
Положение в пчеловодстве менялось слишком медленно. Основная масса крестьян была неграмотна. Бутлеров решил учить словом и живым примером на задуманных им передвижных выставках. Начинания Александр Михайловича не остались незамеченными. Подобно комку талого снега, пущенного с высокого холма, который растёт на глазах, инициатива академика стала обрастать яркими и дельными людьми. Сначала примкнула научная среда. Студент физико – математического факультета Московского университета Николай Михайлович Кулагин вместе с приват – доцентом Иваном Алексеевичем Каблуковым разработал программу учебных занятий. Бутлеров и помощники не только рассказывали и показывали рамочные разборные ульи, но и демонстрировали приёмы работы с ними. В конце занятий слушателям бесплатно раздавались книжки «Как водить пчёл». Работа передвижных выставок породило общественное движение по распространению знаний среди простого народа. Кроме примкнувшей к этой деятельности интеллигенции добавились грамотные крестьяне, находившиеся в отходе и посетившие соответствующие курсы. Они принялись на свой лад тиражировать выставки.
В 1885 году в семье Михаила Ивановича и Агрипины Андреевны родился мальчик. Это была большая радость для них. Но она скоро сменилась тревогой за его здоровье. Детская смертность в те времена была очень высокой среди всех сословий. Дед Иван проявил неописуемо большую заботу о ребёнке. Он всё сделал, чтобы, погружённые в работу, родители видели, что их дитё находится под неусыпным его покровительством и чувствует себя как " у Христа за пазухой". В честь деда мальчика назвали Иваном. Ванютка окреп и стал радовать окружающих детским лепетом и круглыми щёчками.
Вчерашние крепостные хозяйничали в ряде бывших поместий дворян, подчиняя их содержимое интересам своего дела. Исчезала старинная архитектура, вырубались парки и сады.
Дворянство заговорило об угасании усадебной культуры и даже её смерти. Ностальгия по потере "родового гнезда" сопровождалась разговорами о падении в обществе духовности и нравственности. Стало всё более привычно среди радикальных дворян "носить камень за пазухой" против людей способных вести дела с выгодой. Князь Пётр Кропоткин выступал с идеей установления безвластного общества, в котором не будет частной собственности, а органы самоуправления будут делить между членами коллектива результаты совместного труда. Он отрицал насилие и считал, что достичь желаемого можно перевоспитанием властных сословий.
Обязанным крестьянам с одной стороны было выгодно иметь общие места для водопоя скота и луга для его выгона. Но староста общины распоряжался и пашней, а эта земля ежегодно перераспределялась между дворами по числу работников мужчин. Толковым и оборотистым среди них не было смысла удобрять и холить свой надел. Поэтому они бунтовали, требуя освобождения с землёй вместе с теми, кто потерял надежду выкупить её.







ЕвгенийМик
Цитата
Прошу всех, прочитавших набор вырванных страниц, оставлять комментарии! Это мне поможет принять решение.

_nk , Вы не можете себе представить, как нам интересно узнать о нашей истории!!!! Огромное спасибо!!! Ждём с нетерпением продолжения! Здоровья Вам, Вашим близким и - всех благ.
С уважением - Евгений, Башкирия.
838
Пишите..
_nk
[b]ЕвгенийМик, здравствуйте! Прошу читателей дать короткие каникулы.
АНТИАФЛУБИН
Цитата(_nk @ Суббота, 13 Июня 2020, 18:18)
Сельские труженики получали право выкупить личный дом с огородом, постройками, полевые наделы при общине, используя государственные кредиты.
*


Как интересно, купил, забрали, опять покупай. Быстро меняются правила игры.
Liven
Издавайте , весьма поучительное чтение. Я лично знал пчеловода с 1914 года, дядю Филю. Они водили пчел в колодах, было это на Убе, Алтайский горный округ, Томской губернии, ныне Восточно-Казахстанская область, республика Казахстан. Много рассказывал интересного, жаль я не записал.
_nk
Liven, здравствуйте! У меня сложилось понимание действительности начала прошлого века в центральных губерниях. Мне крайне интересно, что происходило на периферии империи. Ваш рассказ был бы кстати!
Liven
Попробую рассказать то , что запомнил. Пчел держали в колодах, возле каждого поселья была пасека . На поселье жила обычно одна семья. В двух -трех верстах жила другая семья и так далее.На продажу производили обычно мед и масло. Все это сплавлялось по реке Убе , а потом по Иртышу до Семипалатинска на плотах. Говорят , что Убинский мед поставлялся прямо на императорский стол. И его на какой-то там выставке в Европе приняли за образец. Мед был давленный с сотов. Никакого рамочного пчеловодства не имелось. Хотя был уже изобретен улей системы Алтай, но он был распространен в низовьях Убы , у казаков. Там где были горы и тайга , о них и слыхом не слыхивали. Там и колесных дорог -то не было, все возили на вьюках.
Liven
Еще один дяди Филин рассказ: в одну зиму во омшаник повадился вор, киргиз какой-то приблудный, в омшаник залезет , в колоду , соты выломает , в котелке расплавит , мед заберет , а воск выкинет, и долго его не могли поймать , отец дяди Фили, его звали дед Пушкарь, выследил его , и когда тот выходил из омшаника , ударил его кулаком в грудь, а тот возьми и умри. Пришлось на речку тащить и под лед тело спускать. Такие были нравы.
_nk
Liven, здравствуйте! Какие колоды использовались лежаки или стояки? В центральных губерниях пчёл держали в стояках, которые достигали высоты в полтора метра. Чаще вместо омшаников использовали подвал жилого дома. Колоды лежали вместе с овощами. В голове колоды было отверстие для выхода водяных паров, при этом соты и перга плесенью за время зимовки не покрывались. Летом, конечно, отверстие закрывалось пробкой.
Liven
Делали стояки, высотой в рост человека. В верхней части ставили крестовину. Сверху прикрывали корой. Пасеку никогда возле дома не ставили, недалеко в километре -полтора.Там же рыли омшаник, обычно в склоне горы. Такой омшанник был у моего родственника , возле горы Синюшонок , еще в 70-е годы. Место пасеки меняли лет через пять-шесть, чтобы не заводились болезни. В начале ноября заносили пчел в омшанник , а в начале апреля выносили. Колоды ставили стоймя. Сверху омшанника еще и снег насыпали. Продух ( вентиляцию) периодически прочищали. Снегу много было до двух метров насыпало, так еще и сверху сыпали. Пасеку огораживали от коров , медведей и т.д. Ставили навес от дождя. Следил за пасекой обычно глава семьи, женщин туда не допускали. Медосбор обычно подчинялся четырех годичному циклу:один год меда было очень много, хоть залейся, потом пару лет обычные, средние, на четвертый год меда вообще не собирали. Отец дяди Фили делал прогнозы по скале, с которой тек ручей, по наледи он как-то определял будет мед или нет.
_nk
В семье Семёновых втулку (должею), через которую осуществляли подлаз (вырезание сотов) крепили трапецевидными брусками, проходящими поперёк колоды и должеи. Эти бруски выступали от края колоды и позволяли её переносить как на носилках.
Ваш рассказ вызывает изумление!
Liven
Со слов дяди Фили, никаких втулок не имелось. Колода была в виде трубы , сверху закрывали и снизу.На пасеке моего брата валялась старая колода. Это была труба , в разрезе овал, высотой 1.5 метра, внизу шире. Вот не помню из какого дерева была сделана, из лиственницы?
Liven
Вспомнил еще: периодически устраивали лесные пожары, чтобы кипрей веселей рос, заранее все вывозили с участка , потом ставили огромную восковую свечу, заваливали все валежником , когда свеча догорала, то валежник вспыхивал, и лес начинал гореть.Тем временем зачинщик этого отправлялся в Риддер , и там пьянствовал на виду у всех, спросят ведь, кто лес поджег? Не я , я вот пьяный валялся , все видели.
_nk
Более тысячи лет назад леса были пасеками, а живые деревья ульями. На высоте 8 метров в стволе дерева вырубалось искусственное дупло - полость. Эту полость закрывали доской - должеей. Такую конструкцию называли бортью. Первые колоды это обрубки деревьев с колодами, когда лес стали валить для строительства флота военного и гражданского. Подлаз - вырезание сотов производился сбоку как в борти. Перед вырезкой сотов колоду переворачивали и стучали по ней палкой. Пчёлы оставляли соты и поднимались вверх, должею отнимали и подрезали медовые соты. Летки, конечно, затыкали.
Из Ярославской губернии на императорский стол шла рыба ряпушка из озера Плещеево, а придворным вельможам ёрш из озера Неро за содействие при освобождении крестьян, потому сто решения помещика было недостаточно, нужно было ещё одобрение императора.
Liven
Перед тем , как встретится с дядей Филей , я приобрел книгу "Русское пчеловодство" Шабаршова, и там было описано устройство колоды , вот с должеей , поэтому я про нее тоже расспрашивал. Нет , не было. Я неоднократно бывал в Ярославской области , в Пошехонском , Первомайском , Любимском районе, и помню какие там дома , выстроенные по одному проекту, и все с русскими печами, казалось бы , что и на Алтае должны быть такие же , сходные климатические условия( холодная зима , короткое влажное лето). Но нет , дома построены по другому , и русских печек не имеется.
_nk
Возникает вопрос, как осуществлялся подлаз - вырезание сотов? Мне представляется снизу.
sinner
Зацепился за название темы...
Отвечаю - все умерли...

Знакомая девушка с Западной Сибири нашла семью в трубе. Как они там зимовали в железке диаметром около 20 см? На фото магазинная рамка свободно помещалась...
Должеи тоже не было, не знал, что ей посоветовать... Получилось взять два роя на племя, по последней информации одна матка была еще жива... Не любят они жить в неволе и комфорте smile.gif
Эрго
Очень познавательно, спасибо за тему .
Liven
Честно говоря , не представляю себе чем может должея помочь? Ну открыл ты ее, увидел с краю , два-три сота, дальше как ? Другое дело когда у тебя , колода в виде трубы , закрыто сверху доской , берешь длинный острый нож, и подрезаешь сверху соты , открываешь крышку, вот он сотовый мед во всей красе , соты не рухнут , потому что держатся они на крестовине и стенках, кроме того еще друг с другом соединены.. Бери и аккуратно мед вырезай, он именно в верхней части и находится. Как -то сидела у меня семья в высоком ящике, сверху лежал лист толстой фанеры, так я именно так мед и доставал. Несколько лет это происходило, пока лихие люди пожар устроили.
Liven
Продолжаю дяди Филин рассказ: в 1930 году семью д.Фили раскулачили, все забрали , пчел, лошадей и коров. Отец дяди Фили часть меда успел спрятать , воск тоже, мед сливал в колоды , промазанные воском и в землю закапывал.Потом их увезли в Новоречку 250 км южнее, в бараках жили, туда же попала и семья моего деда. Такое вот совпадение. Это возле реки Чар, у отрогов Калбинского хребта. Мой дед в Китай убежал, а д.Филя пробыл пару лет в Новоречке и в Риддер вернулся, устроился работать в подсобное хозяйство полиметаллического комбината. Конечно,пчеловодом. Мед старый откопал и осенью сдал, сразу в передовики вышел. Отец его потом за это чуть не убил.
_nk
Liven, действительно, подлаз за мёдом сверху - изумительное толковое решение. Правда, оно требует подгонки колоды и крышки. Сегодня у меня создаётся впечатление, что на средне - русской равнине пчеляки привыкли за мёдом лазить сбоку. Так веками и работали. Подрезание средних сотов через боковую щель даёт возможность выламывать соты либо слева, либо справа.


Liven, похоже и здесь до начала тридцатых годов прошлого столетия пчеловодов никто не трогал.
Liven
Зато потом так тронули , что , я вообще удивляюсь, как еще пчелы сохранились. Кстати , слушал в 80-м году рассказ в Пошехонском районе о кулацком восстании. Мужики собрались начали митинговать, тут приехали на двух грузовиках , даже с грузовиков не выходили , с автоматов постреляли , все разбежались. А пчел много было в лесу. Все побросали , потом еще года два-три ходили за медом, соты ломали,пока не кончились, потом стали в 36-м году восстанавливать пчеловодство. Везде так было , на Северном Кавказе тоже были аналогичные истории, и в Семиречье тоже. В Семиречье пчел держали в основном казаки, они разбежались, потом их с лагерей отправляли в колхоз , за пчелами следить.
Liven
Вспомнил еще один рассказ д. Фили. Почему -то особенно берегли трутней, никогда не вырезали их расплод. Объяснил это д. Филя на примере:Вот представь себе дом где одни бабы. Никакого порядку. НО если в доме есть мужик , то бабы все при деле, каждая занята и в доме порядок. Пусть даже мужик просто лежит целый день на диване. Так и у пчел. Кстати , почти таким же словами объяснил мне про трутней один старый дед, семиреченский казак, в 1986 году.
_nk
Liven, сегодня мне представляется, что большое количество трутней в семье обеспечивает безопасность брачного полёта не плодной матки. Трутни - показатель благополучия пчелиной семьи. Гены трутня это гены матки, особи, которая внесла решающий вклад в это благополучие. Через трутней пчёлы приспосабливаются к изменяющимся условиям в природе.


Liven , мне стали интересны особенности улья системы Алтай.
Liven
Мода такая была в 80-х годах у пчеловодов трутней изводить, вроде как с варроатозом боролись, строительные рамки делали.
Что касается улья системы Алтай, он был изобретен в 19=м веке, там несколько человек участвовало в его внедрении: Хахлов , Михаэлис и проч.Два корпуса по 14(16) рамок , внутренний размер рамки 401Х250 мм, считалось что он приспособлен для горно-лесной местности, короткого и влажного лета и суровой снежной зимы. У меня несколько штук есть, особых успехов я не заметил.
Liven
Вот еще что занятно: в Китае , в Илийской долине, была распространена рутовская система пчеловождения, и ульи были многокорпусные в 30-х годах. С проволокой для рамок была проблема, искали старые автопокрышки и вытаскивали оттуда проволоку.А кочевали при помощи ишаков, навьючивали и в горы.
_nk
Liven, интересно, что было с просвещением народа в горах в конце 19 века? В центральных губерниях уже работали земские, церковно - приходские, министерские школы. Правда их посещали в основном мальчики, так как крестьяне считали, что учить будущих домохозяек нет смысла. Конечно, до школы ходили пешком из ближайших деревень.
Liven
Все то же самое , в основном, там где жили староверы, были земские школы, снимали на зиму избу или комнату в избе, нанимали учителя, снабжали его дровами , школьным инвентарем и т.д. Как вспоминала моя бабка , пылинки с учителя сдували. Она даже имя учительницы запомнила , Любовь Ивановна. Постоянно были трения вокруг преподавания основ православия, поэтому во многих школах его не преподавали. Бабушка моя три класса окончила. Учились зимой.
IRINA
Не относится к пчеловодству, но воспоминания моего деда.
Цитата
Я родился в октябре 1902г Сельскую школу 3 класса окончил в 1912 г.Но т.к. работы мне не было(кроме меня к тому времени было 2 взрослых брата). Учитель посоветовал моим родителям походить в третьем классе ещё год ,а в 1914 откроется 4й класс .И я учился . В1914г окончил 4й класс сельской школы. Интересно отметить.
В 1м классе училось 116 мальчиков и девочек. Во 2м классе 72 человека. В 3м-33 ,а в 4м-17 человек.
Учителя все были Рамзины. Константин Филиппович учил старшие классы, жена Прасковья Ивановна учила 1й класс, их дочь Ольга 2й класс.
После школы летом работал на огороде у огородника Недре. В августе1914г началась война. Много ушло на войну. Меня определили в булочную Андреева. Это крупный Сосновский купец. Имел кроме булочной мануфактурный магазин, колбасное производство, скупка скота, яиц и зерна. Скупал у обществ и лес.
Работал я вместе с одногодком Меньшиковым Иваном днём и в базарные дни за прилавком, а в свободное время вместе со всеми в пекарне .Были и моложе меня. Катали баранки, нанизывали на мочала и др. работы. Часы работы не соблюдались. Вставали в 5 час утра, а в базарные дни и раньше. Ложились спать в 11 часов ночи. Остальное время-работа.  Выходных и праздничных дней не было. Только в престольный праздник отпускали на 1 день. Харчились при пекарне и спали под прилавком. Платили 4 рубля в месяц. В начале 1916г белой муки не стало. Выпекали один ржаной. На работе остались заведующий, кухарка и я. Кухарка стала пекарем, а я подручным. Это после того как пекарь попробовал испечь баранки из ржаной муки и вся выпечка в брак и он ушёл.
В 1915г было властями установлено ограничение продажи белого хлеба. На руки не более 2х  фунтов ценой8,5 копеек за фунт. Хозяин приказал выпекать без четверти 2 фунта за 17 копеек.....

Liven
Да , надо сходить с этой школьной темы, так мы и до Ваньки Жукова договоримся. Я много общался в свое время со старыми людьми, например, брат моей Бабушки , дед Емельян был 1895 года рождения. Интересно мне было , все я пытался свести на "Детство , юношество , мои университеты" Но все старики таких ужасов мне не рассказывали, даже в Китае, в Кульдже у русских таких страстей не было, наоборот говорили" Жизнь как по маслу катилась" А странно , дед мой пришел туда с одним жеребенком на руках, а через два года пасеку из 30 ульев приобрел, и ружье купил, и заимку в Сары-булаке они построили, и коров потом купили. Но дед работать на заимке не очень был склонен, он был заядлый охотник , кабанов стрелял, коз , фазанов. По сто пудов колбасы из кабанятины продавал, пока его ветеринарная служба в Кульдже не разоблачила. Какая-то китайская баба, жена офицера , обнаружила в колбасе черный волос, подняла крик. Пришлось деду в горах полгода скрываться, так он и это обратил себе на пользу, настрелял маралов, наготовил пантов.

Ошибся "Детство. В людях. Мои университеты " М. Горького. Так будет правильно.
_nk
Liven,
IRINA, спасибо за информацию. Тогда простой народ виртуозно владел теслом и топором и разбирался в вершках и аршинах. Чертёж улья Дадана был дан в миллиметрах и требовался уже набор пил для его изготовления. Это уже другой уровень культуры. Система жесткого отбора в народные учителя, их бытовое поведение способствовала проявлению интереса к учёбе, уважение к преподавателю. И как следствие появились люди способные понимать чертёж.
Liven
Вспоминается рассказ д. Фили: Когда стали переходить на Дадан, то на пасеке можно было слышать:Неси большую рамку, стой, не подходит , среднюю неси, не годится , тащи самую маленькую. Тогда стали говорить: Вот , Ваня , хороший пчеловод, он на пасеку без пилы не ходит, рамка не подошла , он подпилил и вставил.
_nk
[b]Liven[/b, после твоего рассказа мне открылось, откуда Бутлеров взял совет в своих наставлениях отпиливать верх колоды или дуплянки, чтобы разместить внутри линейки или рамки. Не знаю, прислушались ли к этому нововведению люди, но у Семёновых в то время всё оставалось по старому. ]
IRINA
А вот как одевались голландские пчеловоды прошлого века.
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Liven
Это очень странно, но я ничего не слышал от старых пчеловодов про маски. Были ли они или как? Как вообще работали с русской пчелой без маски? Она же и мимо пасеки безопасно не даст пройти.
IRINA
Европейские пчеловоды в масках из плетёной соломы, гравюра 18 век. Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
На Руси в качестве маски применяли решето, прикрепляя к краям холстину в виде торбы.
Такую маску из решета видела на чердаке бабушкиного дома. У них были пчёлы пока не расклачили в 20м году.
_nk
Liven, я давно где - то прочитал, что использовались маски, изготовленные следующим образом: к головному убору пришивалась сетка, собранная из конского волоса. Конечно, снизу она также крепилась на ткани. Но, по моему, раньше сеткой пренебрегали. Считали, что нужно закрыть только волосы на голове. Ужаления переносили стойко и спокойно. Когда я опустил сетку и отправился к пчёлам, то по выражению лица у мамы догадался, какую она дала мне оценку как, начинающемуся пчеловоду.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы пожалуйста нажмите сюда.
Пчеловодство © 2001-2024 Пчеловод.ИНФО