Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь · Магазин для пчеловодов
Перейти к полной версии: Братская свеча
Объединенный пчеловодческий форум > Пчеловодство за рубежом > Беларусь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Bortnik
Цитата(Сергей-88 @ Вторник, 30 Декабря 2014, 21:42)
Вымирает Род Пчелиный…
Люди, вспомните Былины!
Среагируйте нормально
На вопрос сей актуальный! 
*
hi.gif  hi.gif  hi.gif


Цитата(Сергей-88 @ Вторник, 30 Декабря 2014, 21:42)
Ульи: 16-рамочные,10-рам. дадан.
Порода пчёл: Бакфаст F1,карника F1
*

Вот от этого и вымирает род пчелиный- начиная от ульев
и заканчивая чужеземными породами пчел imho.gif
medolaz76
Цитата(Bortnik @ Среда, 31 Декабря 2014, 8:28)
Вот от этого и вымирает род пчелиный- начиная от ульев
и заканчивая чужеземными породами пчел imho.gif
*


frusty.gif
Guscha
Цитата(Bortnik @ Среда, 31 Декабря 2014, 8:28)
Вот от этого и вымирает род пчелиный- начиная от ульев
и заканчивая чужеземными породами пчел
*

Правильно. Поэтому пока не создали заповедник для пчёл, предлагаю каждому пчеловоду содержать по пять колод пчёл. И не лазить туда, вообще никогда, пока они сами ласты не склеят. friends.gif
Пчеловод-новатор
Цитата
Вот от этого и вымирает род пчелиный- начиная от ульев
А улья то причем если все в пчеловоде .......................... imho.gif bye.gif
о.Дионисий Philimonoff
Цитата
каждому пчеловоду содержать по пять колод пчёл

gusha , а у вас есть пустая колода для музея пчеловодства? У нас две , но одна совсем трухлявая...
Guscha
Цитата(о.Дионисий Philimonoff @ Четверг, 01 Января 2015, 13:07)
gusha , а у вас есть пустая колода для музея пчеловодства?
*

У меня все колоды новые(новодел) и заселены пчёлами. Примерно такие -
А для музея ведь нужны настоящие, т.е. старинные?

У меня за огородом, на лесной поляне догнивает пасека умершего пчеловода. Там стоят ульи левицкого, даданы и три колоды, . Но они тоже новодел и пчёлы никогда в них не поселялись. Так как хозяину было под 80, когда он эти колоды сделал и заселить уже не успел. Я хотел их забрать себе, но племянник(его наследник) заломил не серьёзную цену. Так и гниёт пустая пасека в лесу.
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Настя Хаврюк
Уважаемые участники обряда "Братская свеча"! 14 февраля это мероприятие будут снимать корреспонденты с передачи "Існасць". Просьба: если у кого-то есть свечи или восковые фигуры какие-нибудь интересные, необычной формы, привезите с собой, они нужны для съёмок. И готовьтесь, у вас будут брать интервью, возможно, у каждого из вас smile.gif
Сергей-88
Цитата(Настя Хаврюк @ Понедельник, 12 Января 2015, 15:39)
И готовьтесь
*


Настя Хаврюк, Вы очень требовательная женщина smile.gif , лично для меня важно совместное создание Братской свечи, некое единение пчеловодов, а то мы пока только вместе пиво пили drinks_cheers.gif
Как бы из этого обряда шоу какого не получилось.
Есть маленькая фигурка, и ещё может раздобуду. hi.gif
Александр-Беларусь
Цитата(Настя Хаврюк @ Понедельник, 12 Января 2015, 15:39)
И готовьтесь, у вас будут брать интервью, возможно, у каждого из вас
*


Жуть!!! У меня его нет crazy.gif
Сергей-88
Цитата(Александр-Беларусь @ Понедельник, 12 Января 2015, 20:13)
Жуть!!! У меня его нет
*


acute.gif Да ладно, видео о пчеловодстве у Вас то хорошие получаются! hi.gif
Бывалый
На Рождество ездил в Дудутки , фото с телефона - это храм Иоанна Крестителя

Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Александр-Беларусь
Цитата(Сергей-88 @ Понедельник, 12 Января 2015, 22:28)
Да ладно, видео о пчеловодстве у Вас то хорошие получаются!
*


Кровь давал, мочу давал, интервью? - не давал. Шутка! crazy.gif За комплимент - спасибо. Но это пенсионные развлечения.
Сергей-88
Цитата(profisiynal @ Вторник, 13 Января 2015, 21:47)
это я написал чтоб на четких пчеловодах ниукого мысль не возникла пропиариться (мы молчать не будем ) а то потом кто-то скажет вот такоето и такоето общество собрало пчеловодов...
*


Какие ещё общества mad.gif profisiynal, ты владеешь какой-то информацией?
o. Дионисий предложил, Бывалый озвучил о планируемом празднике, мы откликнулись friends.gif Привезём воск и всё что нужно smile.gif о. Дионисий мёд дивный готовит friends.gif, праздничный зал предостовляется директором музея hi.gif Любительское видео в хорошем исполнении smile.gif Причём здесь общества? dntknw.gif
profisiynal
Цитата(Сергей-88 @ Вторник, 13 Января 2015, 22:44)
Какие ещё общества  profisiynal, ты владеешь какой-то информацией?
*


я не чем не владею только пасекой biggrin.gif просто Серега еще не вечер если приедет телевиденье то как вариант захочут подтянуться стервятники imho.gif но оно не может быть правильным
Сергей-88
Цитата(profisiynal @ Вторник, 13 Января 2015, 23:44)
но оно не может быть правильным
*


Не может drinks_cheers.gif , но может мы ещё и сами не готовы что-то делать правильно acute.gif
Там будет видно. bye.gif
Бывалый
Цитата(profisiynal @ Среда, 14 Января 2015, 4:44)
подтянуться стервятники 
*


Алексей, стервятников нечего бояться, будут бузить порвем на тряпки, а так милости просим. bye.gif
alla 62
Юра, предлагаю две женские руки и 2 газовых баллона по 5 л.
Бывалый
Цитата(Сергей-88 @ Среда, 14 Января 2015, 3:44)
праздничный зал предостовляется директором музея 
*



Серега не гони коней, пока ничего такого нет, есть только договоренность изготовления свечи, остального нет, не вводи публику в заблуждение. bye.gif
Александр-Беларусь
Вот что удалось "нарыть" в гугле


Братчина
Братчина - (канун, свеча), совместная трапеза полноправных членов однодеревенской общины, устроенная в складчину после молебна.
В основе братчин лежал благочестивый обычай - поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия. Накануне престольного праздника переносили от одного хозяина к другому так называемую братскую свечу, принадлежавшую общине. Свеча эта здесь была огромной, в четыре пуда и более весом. В течение многих лет к ней ежегодно добавлялось некоторое количество воска. До заката солнца несколько пожилых крестьян собирались в избе, в которой хранилась братская свеча в течение года. Хозяин нес свечу при помощи этих лиц или в сопровождении их, если мог унести ее сам, в церковь и водружал перед иконой, соответствующей предстоящему престольному празднику. На следующий день после литургии свечу брал крестьянин, в дом которого она должна была перейти по принятой очередности, и нес ее один или с помощниками впереди причта, шедшего с иконой по домам. В доме этого крестьянина икону ставили в святой угол, а перед нею - братскую свечу, на которую новый хранитель ее тут же лепил изрядный кусок воска. То же делали и приглашенные крестьяне. После молебна все поздравляли хозяина с праздником и дарили ему ветчину, рыбу, солод, ржаную муку, мед, а хозяин угощал всех. Священник с причтом шел в следующий двор с иконой, но уже без свечи.
В Белоруссии устраивались "свечные" братчины на которых собирали мёду и воску по десять пудов в жертву Богам.
Обряд братчины восстанавливается ныне примерно следующим образом: назначается день братчины и выбирается староста-пирник; собираются взносы на покупку продуктов для общего стола; изготавливаются необходимые обрядовые напитки (квас, вино, пиво, сурья), то есть готовится канун. Община, гости, торговые, купцы, дружина, поселяне, горожане выбирают место проведения братчины. Местом для братчины мог служить дом старосты братчины, поле, курган, святилище и другие места. На братчину необходимо получить приглашение, в том числе и скоморохам, музыкантам, песенникам. Гости рассаживаются на братчине по строгому порядку, за разными столами: "передними", "средними", "окольными". Принцип размещения мог иметь разную основу: по заслугам перед общиной или по возрасту. Обязательно на братчине выпивались три рядобные чаши, то есть братины идущие строго по ряду сидящих за столом, остальным можно было не пить. На пирах-братчинах обсуждались различные вопросы, видимо, именно от этого и зависел состав участников пира. Пир мог продолжаться несколько часов подряд - день, два, три дня, двенадцать дней и даже месяц.
Одним из первых исследователей братчины был академик Д.К. Зеленин, который выдвинул гипотезу о том, что древнерусская братчина произошла от коллективного древнего охотничьего обряда, а дальнейшее её изменение происходит под влиянием двух факторов: усложнения и изменения религиозных верований и изменений занятий населения. Он также выделил три разновидности братчины: земледельческую, скотоводческую и пчеловодческую.
По составу участников братчина могла быть чисто мужской, совместной или женской. Изначально братчины были исключительно мужскими, сопровождающими практически все воинские пиры. Из летописей известно, что эта традиция сохранялась на Руси ещё во времена Александра Невского, устраивавшего братчинные пиры со своей дружиною. Женские (и совместные) пиры должны были распространиться позднее, когда архаический ритуал переживал процесс эволюции. В славянской культуре господствовало равноправие, и братчина-складчина устраивалась для всего РОДа.
Определённый интерес представляет и пчеловодческая братчина. Для неё обрядовым напитком была медовуха, жертвой - воск. При раскопках в Новгороде, на одном из участков наиболее раннего заселения, была обнаружена яма. В ней были расположены полукругом, вдоль западной стенки, девять деревянных ковшей, поставленных на ребро и обращённых днищами к стенке. Как бы продолжая полуокружность, образованную ковшами, около южной стенки ямы поставлены два куска воска, имевшие форму правильных полукругов. Кроме того, два ковша, опрокинутые вверх дном, лежали в середине ямы. Это, несомненно, жертвоприношение языческой эпохи. Вероятно, оно было совершено первыми поселенцами этого района Великого Новгорода. Деревянный ковш и куски жертвенного воска - неотъемлемая часть пчеловодческой братчины - позволяют считать, что они принадлежат к остаткам языческого пира. По-видимому, девять семей перед поселением в данном месте устроили братчинный пир. Совершая обряд, они приносили в жертву Богам девять ковшей с обрядовым напитком и двумя восковыми "хлебами", поместив их в специальную яму. Все девять братчинных ковшей внутренней стороной обращены на восток, навстречу лучам восходящего Солнца и, вероятно, это жертвоприношение было совершено для обеспечения богатства (плодородия) на новом месте жительства.
На братчине по кругу пускалась чаша - братина круглая по форме, в былинах её называют "рядобной". Если чаша кого-либо обходила, это считалось оскорблением, ибо именно этой чашей Славянин чествовал и славил Богов на пиру и чувствовал себя членом общего собрания, РОДа и общины. При братчине люди, участвующие в общей трапезе и сидящие за одним столом, объединены общими узами. Родство по пище равно родству по крови. Можно думать, изначально в братчине участвовал один Род, который подчёркивал свою кровную связь единым питьем и пищей.
Одна из функций братчины - общественный пир-совет, на котором решались многие важные общественно-политические вопросы.
В обряде братчины роль старосты, устроителя пира, стал иногда выполнять священник, а культовым местом совершения обряда выступила церковь.


В России самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.
30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него - хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святым Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой.
10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.


Сретенские свечи к обряду "Братская свеча" никакого отношения не имеют imho.gif
Хотелось бы услышать от организаторов мероприятия, что и как планируется.
о.Дионисий Philimonoff
Уважаемый Александр! большое спасибо за информацию , она может быть полезна с целью ознакомления с исторической платформой данного действия для всех.
Как указано в приведенном вами тексте исторической справки обряд "братской свечи" сформировался в глубокой древности и непрерывно эволюционировал вместе с религиозным самосознанием и изменением социальных отношений в обществе.
Нами за основу взята существующая ныне форма обряда, сохранившаяся не где-то , а в Южном Полесье, со всеми характерными подробностями. Кстати, там он проводится 12-14 января к дню святого Василия Великого, что тоже мало сообразуется со специфическими пчеловодными мероприятиями( выставка из омшаника, откачка мёда и т.п.). Это ещё раз подчеркивает эволюцию обряда.
С моей стороны было желание увязать "братскую свечу" с существующим обычаем освящением свечей на Сретение Господне. Данная идея не является сугубо моей- польские белорусы из деревни Чижи в Польше как раз проводят этот обряд на Сретение (смотрите пост Бывалого на 6 странице).

Сретение на Беларуси называли ещё "Громницы".

Считается, что праздник "Громницы" сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику, посылавшему на землю по весне животворные первые дожди. После суровой зимы веяло робким теплом: «Громни́цы — скидай рукави́цы», «Громни́цы — половина зими́цы».

Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды» (белор. Стрэчаньскія Дзяды)— поминали своих предков.

К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, которые называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной в 10 вершков (полметра). В Громницы их носили в церковь для освящения.
Сергей-88
Цитата(Александр-Беларусь @ Воскресенье, 18 Января 2015, 17:06)
Сретенские свечи к обряду "Братская свеча" никакого отношения не имеют 
*


После крещения Руси много чего не сходится.
о.Дионисий Philimonoff
А насчёт "животрепещущей" темы "братины"- отцы-организаторы только за!!! Обязательно!!!
Есть идея к этому увязать конкурс лучшей медовухи. А может даже "заложить"- сварить медовуху для следующей братской свечи. На этот раз у нас уже стоит 20 литров ( хотя "с собой" приветствуется).В неформальной обстановке можно обсудить многое, найти решение общих проблем и т.д.
А насчёт специальной "круговой" чаши для этого -спасибо за идею, будем реализовывать.
drinks_cheers.gif

Конкретный- почасовой план мероприятия будет выложен на форуме в первых числах февраля. Посему - приветствуются идеи проведения! Пишите в личку, а лучше на форум.
Сергей-88
Цитата(о.Дионисий Philimonoff @ Воскресенье, 18 Января 2015, 21:37)
Посему - приветствуются идеи проведения!
*


У Вас в Дудутках водоёма нет чтобы искупаться перед "круговой" чашей? smile.gif

Я у себя на речке два дня купаюсь, а завтра основной заныр. biggrin.gif
Александр-Беларусь
Цитата(о.Дионисий Philimonoff @ Воскресенье, 18 Января 2015, 21:09)
К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, которые называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной в 10 вершков (полметра). В Громницы их носили в церковь для освящения.
*


Теперь становиться более понятно. Мы же малограмотные атеисты, не всё знаем. Есть повод поговорить на братчине.
Патрикей
о.Дионисий Philimonoff имею желание полюбопытствовать, хватит ли всем, желающим принять участие в таинстве, места, не будут ли тесны палаты? Был в ваших краях мельком, память восстанавливает небольшенькие деревенские хаты и избы, а паломников накопилось под человек 20 уже hi.gif
Бывалый
Цитата(Александр-Беларусь @ Воскресенье, 18 Января 2015, 22:06)
На братчине по кругу пускалась чаша - братина круглая по форме, в былинах её называют "рядобной".
*



Нашел подобное только в известном кинофильме "Горячий снег" на 1:14:36 посмотрите.
Александр-Беларусь
Цитата(о.Дионисий Philimonoff @ Воскресенье, 18 Января 2015, 21:37)
Посему - приветствуются идеи проведения! Пишите в личку, а лучше на форум.
*


Можно предложить к обсуждению создание этно-культурного объединения "Братство белорусских пчеловодов". Насколько в этом вопросе нужен Минюст, вопрос отдельный.
Целью такого объединения могла бы стать пропаганда культуры потребления мёда под лозунгом: "покупаем белорусский мёд".
Членом братства может быть любой пчеловод республики, поддерживающий хартию пчеловодов (её содержание - отдельный вопрос).
Братство - некомерческая организация. В основе её деятельности лежит принцип жертвенности: воск -в церковь, мёд - нуждающимся.
Любой член братства несёт ответственность только перед своей совестью в содействии развития пчеловодства в республике исходя из своего гражданского положения.
Руководство братством осуществляет комитет во главе со старостой.
Члены братства собираются 2 раза в год на "пиры": последняя суббота апреля и первая суббота октября для обсуждения общих вопросов и зажжения братской свечи. Обряд таких встреч следует обсудить отдельно.
Вот такие мысли.
NIVAR
Цитата(Александр-Беларусь @ Понедельник, 19 Января 2015, 9:49)
Члены братства собираются 2 раза в год на "пиры": последняя суббота апреля и первая суббота октября для обсуждения общих вопросов и зажжения братской свечи. Обряд таких встреч следует обсудить отдельно.
Вот такие мысли.

*


В Витебске 31 января в 12 часов в культурно- историческом комплексе "Золотое кольцо Витебска "Двина" состоится заседание клуба "Золотой улей" по вопросу проведения обряда "Братская свеча", отец Михаил, настоятель Свято -Успенского собора его согласен осуществить. Желающие пчеловоды- форумчане Витебщины присоединяйтесь, приглашаем. drinks_cheers.gif
Бывалый
Цитата(NIVAR @ Четверг, 29 Января 2015, 2:14)
В Витебске 31 января в 12 часов в культурно- историческом комплексе "Золотое кольцо Витебска "Двина" состоится заседание клуба "Золотой улей" по вопросу проведения обряда "Братская свеча", отец Михаил, настоятель Свято -Успенского собора его согласен осуществить.
*


bye.gif Здорово!
Ник-Ес
Цитата(Александр-Беларусь @ Понедельник, 19 Января 2015, 11:49)
Можно предложить к обсуждению создание этно-культурного объединения "Братство белорусских пчеловодов". Насколько в этом вопросе нужен Минюст, вопрос отдельный.Целью такого объединения могла бы стать пропаганда культуры потребления мёда под лозунгом: "покупаем белорусский мёд".Членом братства может быть любой пчеловод республики, поддерживающий хартию пчеловодов (её содержание - отдельный вопрос).
*

Достойная идея-только "ЗА" imho.gif
Цитата(Бывалый @ Пятница, 30 Января 2015, 11:58)
Здорово!
*

Собались, 2,5 часа бурно обсуждали.Результат-из всех собравшихся\15-20 чел\ только 7 дали согласие на участие....13.02 в 10 часов будем пробовать... Бог нам в помощь...
Сергей-88
Цитата(Ник-Ес @ Воскресенье, 01 Февраля 2015, 14:00)
Собались, 2,5 часа бурно обсуждали.Результат-из всех собравшихся\15-20 чел\ только 7 дали согласие на участие....13.02 в 10 часов будем пробовать... Бог нам в помощь...
*


У каждого свои приоритеты, а 25% от числа присутствующих это хорошо. smile.gif
Совесть и Бог Вам в помощь! hi.gif
о.Дионисий Philimonoff
Просьба всем кто задумал делать братскую свечу в других регионах отозваться! В производстве свечи есть небольшие ньюансы. Позвоните для уточнения технологии.
С уважением о.Дионисий
тел. +375298213017
Бывалый
Уже скоро 14 февраля , помогите понять сколько нас приедет в Дудутки. Или здесь отпишитесь или в личку дайте знать.
digger
Буду с мальчишками. Все по по плану.
Bortnik
Невялікі экскурс у дапамогу:
Аксана КАТОВІЧ, Янка КРУК, Народная газета / Аксана КАТОВІЧ, Янка КРУК

Заўтра праваслаўныя адзначаць адно з вялікіх святаў — Стрэчанне Гасподняе. У народзе яго яшчэ называюць Грамніцы, а сімвалам гэтага свята і ў хрысціянскай, і ў народнай культуры выступае свечка, асвечаная ў храме ў гэты дзень.

Звычайна свечкі-”грамніцы” людзі рыхтавалі загадзя. Тыя, хто трымаў пчол, выплаўлялі самыя вялікія свечкі, у каго пчол не было — куплялі жоўты воск у краме або ў знаёмых пчаляроў. Беларускі этнограф М. Я. Нікіфароўскі адзначаў, што грамнічныя свечкі былі “такога памеру, які дазваляў бы схаваць яе на грудзях пад верхняй вопраткай або ў рукаве і такім чынам утаіць ад чужых прысутнасць свечкі”. Ён жа адзначаў, што свечка, памеры якой карацей за пяць вяршкоў (22 см) і таўшчынёй менш за мезены палец, не лічылася “грамніцай” і не магла надзейна засцерагчы яе ўладальнікаў. Найбольш тыповыя памеры былі наступныя: даўжыня прыкладна 10 вяршкоў (44 см), а таўшчыня — тры чвэрці вяршка (каля 3,5 см). Такія памеры былі абумоўлены практыкай гаспадарчай дзейнасці і той колькасцю абрадавых сітуацый, у якіх грамнічная свечка выступала ключавым атрыбутам.
Далей этнограф заўважае: “Яны захоўваліся ў розных месцах: у сенцах, у клеці, у свірне як простыя прадметы штодзённага ўжытку. У гэтым выпадку дазвалялася выкарыстоўваць падрыхтаваную свечку пры гасцявых, напрыклад, патрэбах, пры вячэрніх работах, але такая свечка ўжо не выкарыстоўвалася потым на грамнічныя патрэбы, а спальвалася пры будзённым ужыванні або, пераплаўленая, ішла на падрыхтаванне новай свечкі, дарылася беднаму, адносілася ў царкву, у капліцу”.
Сёння хіба толькі пчаляры здольны зрабіць сапраўдную свечку-”грамніцу” адпаведных памераў. Часцей за ўсё свечкі купляюць у храмах, аднак у сувязі з тым, што яны значна меншых памераў, іх раяць браць тры і перавязваць “васьмёркай” пасмачкай вычасанага лёну.
* Пасля вяртання дадому гаспадар неадкладна даставаў свечку, жонка запальвала яе і адбываўся незвычайны, але абавязковы абрад агністага крыжавання. Спачатку бацька абпальваў крыжападобна валасы на сваёй галаве, потым жонцы і ўсім астатнім членам сям’і па ўзросту. Па чарзе, пачынаючы ад старэйшых, да яго падыходзілі ўсе члены сям’і і судакраналіся з полымем, тым самым як бы далучаючыся да жыццядайнага нябеснага агню, які знішчае ў чалавеку ўсю брыдоту.
* Пасля “вогненнага асвячэння” ўсіх дамачадцаў бацька ў суправаджэнні дзяцей абходзіў усе куты хаты, зноў жа крыжападобна выпальваючы нячыстую сілу. Знакам такога “выпальвання” заставаліся чорныя крыжы на бэльках або дзвярах.
* Затым ён выходзіў у двор і выконваў той жа абрад ва ўсіх гаспадарчых пабудовах, за выключэннем лазні.
* Акрамя гэтага, у некаторых рэгіёнах існавала наступнае рытуальнае дзеянне: у хлеў неслі грамнічную свечку і разломвалі-разразалі яе на столькі частак, колькі жывёл там было. Такое дзеянне надзейна захоўвала хатнюю скаціну ад сурокаў.
* Дбайныя гаспадыні стараліся ў такое вялікае свята выканаць асобныя дзеянні, скіраваныя на паляпшэнне дабрабыту і перасцярогу дамачадцаў:
* Курам давалі больш аўса, каб яны лепш несліся, а яйкі былі больш смачныя. Прыказка сведчыла: “Кармі курэй аўсом — вясной і летам будзеш з яйцом”.
* Вярнуўшыся дадому пасля вячэрняга набажэнства, гаспадар трос садовыя дрэвы, каб яны далі багаты ўраджай пладоў.
* Традыцыя забараняла ў гэты дзень адпраўляцца ў далёкую дарогу. Напрошваецца прамая аналогія з Калядамі, калі ў першы вечар пажадана было ўсім сядзець за сямейным сталом. Праз кароткі прамежак часу пачнецца Вялікі пост, таму лічылася абавязковым сем разоў паесці ў гэты дзень.
* Старыя людзі раілі: “Грамнічную свечку нельга пазычаць, як і агонь, нават у блізкія дамы сваякоў, родным, што жывуць у іншай сям’і”.
* На Грамніцы ў храмах асвячалі не толькі свечкі, але і ваду. Па ступені значнасці грамнічная вада лічылася на адным узроўні з той, якую бралі на Вадохрышча. Ваду даволі часта выкарыстоўвалі адначасова са свечкай. Калі хлопец ішоў служыць у войска, то маці з бацькам акраплялі яго пры выхадзе з хаты свянцонай вадой і ў голас гаварылі наступныя словы: “Божухна захавай цябе”.
Грамнічную свечку выкарыстоўвалі на працягу ўсяго года.
* Яе палілі падчас разгавення ў калядны вечар.
* На Юр’я (6 мая), першы раз выганяючы карову на пашу, каб максімальна перасцерагчы галоўную карміцельку сям’і ад розных пашкоджанняў, гаспадыня брала ў рукі грамнічную свечку, вербную галінку і чырвонае яйка і тройчы па Сонцы абходзіла вакол каровы. Адвячоркам сустракала скаціну з поля з тым жа наборам свяшчэнных рэчаў.
* Найбольш моцным абярэгам грамнічную свечку лічылі ў час летняй навальніцы. Тое, што нарадзілася ад нябеснага агню, тое, што асвечана царкоўным абрадам, станавілася своеасаблівым гарантам перасцярогі. Свечка-”грамніца”, як дачка бога-грамаўніка, павінна была адвесці гнеў бацькі і заступіцца за чалавека ўжо хаця б таму, што ў гэтай хаце прысутнічала яго сімвалічная частка.
Улетку пры набліжэнні навальніцы гаспадыня запальвала грамніцу і ставіла на падаконнік.
* На Купалле, каб не прапала малако ў каровы, гаспадыня вешала над дзвярамі серп і крапіву-жыгучку, а да вушака мацавала свечку-”грамніцу” кнотам уніз. Грамнічная свечка суправаджала абрады засявання і зажынак. Яе запальвалі тады, калі насыпалі насенне ў мяхі перад сяўбой і перад тым, як засыпаць першы вымалачаны хлеб у засек. Без грамнічнай свечкі не распачыналі зажынкі. Усё гэта рабілася для таго, каб захаваць палетак ад граду.
* Свечку-абярэг шырока выкарыстоўвалі і падчас выканання сямейна-родавых абрадаў.
* Адпраўляючы разам з хроснымі бацькамі дзіця да храма, родныя бацькі давалі ім асноўны хатні абярэг. Захавайце тую свечку-”грамніцу”, з якой вы хрысцілі дзіця, і запаліце яе тады, калі будзеце адпраўляць маладых да вянца. Гэту эстафету далей падхопяць вянчальныя свечкі! Дарэчы, мы ў дадзеным выпадку не прапаноўваем нічога новага, проста дапаўняем адным штрыхом тое, што рабілі нашы мудрыя продкі.
* Запальвалі “грамніцу” і ў той момант, калі збіраліся адымаць дзіця ад грудзей.
* Свечку-”грамніцу” давалі ў рукі цяжка паміраючаму чалавеку, а потым ставілі яе каля галавы памерлага. Яна павінна была дапамагаць душы нябожчыка пакінуць хату так, каб не “пакрыўдзілася” ды не “выгледзела” сабе яшчэ каго-небудзь са сваякоў. Аднак трэба памятаць: калі ў іншых выпадках свечкай-”грамніцай” карысталіся на працягу года ў самых розных сітуацыях, то ў выпадку смерці чалавека яна павінна была згарэць уся ў гэты ж дзень.
* “Грамніцу” бралі з сабой, калі ішлі сватаць дзяўчыну, калі дружына маладога ехала выкупляць нявесту, калі вясельны поезд адпраўляўся да вянца, калі вяселле пераязджала ў дом жаніха. Грамнічная свечка, загорнутая ў кавалак даматканага палатна, ляжала на стале перад маладымі побач з хлебам-соллю, якімі бацькі сустракалі пару пасля вянчання.
* Някепска будзе запаліць асвечаную “грамніцу” і ў дні нараджэнняў кожнага з членаў сям’і, калі маладых адпраўляюць у загс, а парадзіху ў раддом, калі нованароджанага прывозяць дадому і панясуць у царкву хрысціць і г.д.
* Калі ж на працягу года свечка выкарыстоўвалася радзей і заставалася яшчэ вялікая яе частка, то яна дапальвалася ў святыя вечары на Каляды або непасрэдна перад Грамніцамі.
Александр-Беларусь
Цитата(о.Дионисий Philimonoff @ Воскресенье, 18 Января 2015, 21:37)
Конкретный- почасовой план мероприятия будет выложен на форуме в первых числах февраля.
*


И где ентот план? Хотя бы начало во сколько.
о.Дионисий Philimonoff
Братская свеча, 14 февраля.
План мероприятия:
!3.00 -13.20 сбор у главного входа музея «Дудутки» (встречать будет Юрий Щеголев)( формирование группы в «домике бортника», начало съемки видеофильма, сбор воска);
13.40 рассказ- выступление этнографа Володиной Т. , доктор филологических наук НАН РБ; настоятеля храма Иоанна Пророка священника Дионисия Филимонова;
14.30 « дом бортника» - молитва и изготовление братской свечи(св. Дионисий , Ю. Щеголев, С. Русакович);
16.30 « дом бортника» изготовление сретенских свечей с детьми (Ю. Щеголев, С. Русакович);
17.20 перенос братской свечи в храм и её освящение;
18.00 братская трапеза в приходском доме ( скидываемся по 150 тыс. руб.)
о.Дионисий Philimonoff
Небольшая поправка- ещё выступать будет автор сценария фильма "Братская свеча" Лобачевская О.А., доктор искусствоведения, кафедра этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Александр-Беларусь
Дудутки - 2015 Братская свеча
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Ник-Ес
Витебск 15 02 2013
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
alla 62
Хочу поблагодарить организаторов мероприятия в Дудутках за позитив и заряд положительных эмоций.Спасибо.Ждем продолжение.
Александр-Беларусь
Потихонечку буду выкладывать, что успел снять.
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Александр-Беларусь
Продолжаем смотреть
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне

Да. не минёт чаша сия и меня
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне

Вроде никто не возражал на публикацию
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне



Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне

Скромный пир подошёл к концу. Спасибо организаторам. respect.gif
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Ник-Ес
Молодца! Можно только позавидовать ДОБРОЙ завистью. Успехов! hi.gif
Пчеловод-новатор
Если не ошибаюсь даже гости с Литвы были
Патрикей
Друзья мои! Разрешите и мне сказать теплые слова благодарности организаторам сия, так грамотно сбалансировав грань духовности и человеческого общения, без пафоса, геральдических различий, громких лозунгов и призывов. Все прошло просто здорово!
Прибывающих гостей радушно встречали у ворот отец Дионисий, Юрий Щеголев и Александр Хаврюк и коротко вводили в курс дела. Сама атмосфера музейного комплекса «Дудудки» погружает в те далекие времена, когда ремесленничество было очень развито и служило основным источником дохода. На территории паркового комплекса расположены сыроварня, хлебопекарня, бровар, конюшня, птичий двор, гончарные мастерски, где прямо на ваших глазах из куска глины, в умелых руках мастера рождается маленький шедеврик в виде кувшина или слоика, кузня, ткацкая лавка, соломоплетение, где умельцы из обычной соломы делают красивые, сувенирные вещи и, приговаривая, что это настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца, музей ретро-автомобилей и еще множество мелких лавок, где воплощают свои идеи в реальность чудо-мастера, однако вернемся к теме…
Прослушав часовой доклад исторических истоков самого обряда создания Братской свечи в исполнении доктора искусствоведения Лобачевской О.А., мы отправились ваять наше детище…
Сам процесс описывать не буду, все работали дружно и слажено, немного суетливо, но это легко объяснить скорее желанием поучаствовать. Дабы не вносить лишнюю суматоху в творческий процесс, мы маленькой компанией вынесли на обсуждение и утвердили свой собственный, модернизированный план оказания помощи в создании воскового изваяния… Харизматичное обаяние Дмитрия Рахматулина, настойчивость и волевое упорство гостя из Литвы Александраса Пупкявичюса с супругой Марией, плюс приятный хруст денежных купюр и….., друзья мои, в нашем распоряжении зафрахтованный воздушный лайнер, в виде двухместного самолета. Поочередно поднимаясь ввысь, разрезая крыльями небесную гладь, мы в мольбах просили мироздателя ниспослать твердости рук, отточенности движений и удачи нашим коллегам, оставшимся на земле и боги нас услышали. Полутораметровая Братская свеча, весом 12 кг., получилась лучше, чем можно было бы ожидать. Пока новорожденное творение мирно остывало на улице, вся наша дружная компания, а принять участие изъявило более 30 человек, лепили маленькие свечи, кто на что горазд (кривенькие, косенькие, с подвыподвертом как у Сергей-88, толстенькие, длинненькие), одним словом человеческая фантазия ликовала в тот момент. Настал кульминационный момент задуманного, Братскую свечу торжественным церемониалом доставили в храм, где отец Дионисий провел службу. Трогательным моментом было участие в зажжении самодельных, маленьких свечек от братского символа в центре храма, под сводами которого, не взирая на религиозные взгляды плечом к плечу стояли православные, католики и масульмане, объединенные идеей… Позже мы отправились на торжественный ужин, посвященный этому значимому событию. Мне очень понравилась возрожденная организаторами идея, когда, отпивая по глотку божественного снадобья из огромной двуручной чаши, передаваемой по кругу стола, говорили пару слов и пожеланий собравшимся.
Ребята, еще раз вам нижайший поклон за прекрасную идею собрать всех вместе и спасибо за незабываемые выходные! 7 марта 2015 года на канале Беларусь 1 будет показан документальный сюжет или фильм, это уже как телевизионщики решат, о субботних событиях в Дудудках! Фотографировали очень много, наверное, надо немного дать людям собраться и скинуть весь материал в один целый архив, но с разных объективов? hi.gif
Сергей-88

Спасибо организаторам праздника, о. Дионисию и его семье за душевный приём! friends.gif Очень радовало что было много деток, вокруг вертелись и помогали нам сыновья о. Дионисия, Юрия Щёголева, Александра Пеганова hi.gif Процесс создания Братской свечи находился под контролем зрелых мужчин: Александр-Беларусь, Александра Хаврюк и Владимира Можейко, что не могло не отразиться на качестве исполнения hi.gif
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Бывалый
Ура! Событие случилось и состоялось. благодарим всех за участие! Постараюсь перечислить всех людей принявших участие.
Итак :
Отец Дионисий (концентрат имбиря это сила! наливали , правда чуть-чуть dntknw.gif ), матушка Дина (отдельное спасибо за стол, душевное спокойствие в доме) и его сыновья Николай (привет Коле от моего сына Ивана носились знатно), Даниил, Никита
Семён ( главный по добыче провиантов, опытный проводник в Дудутках и великой души человек hi.gif )
Александр Пеганов (Digger), жена Ольга и сыновья Михаил и Даниил (Саша спасибо за 40градусный продукт, только кальвадос все равно рулит friends.gif )
Александр Хаврюк ( не хватило ночи на разговоры и утром воды dntknw.gif )
Валера и Сергей (он же Сергей-88)(что может быть теплее дружеских бесед за столом friends.gif )
Сергей Татур (Патрикей) ("не летай в облаках" ты нужнее на земле bye.gif ), Татьяна
Алла Васильевна (Алла 62), Тамара, Мария, Александр и хлопец Юрий (нужные и душевные bye.gif
)
Галина Володько, Татьяна Костина (на столе стояли чьи-то вкусные вкусности - спасибо, они утром с чаем были превосходны)
Владимир Можейко (благодарим за ёмкость и немногословие drinks_cheers.gif ) , Леонид и Ирина
Александр (Александр-Беларусь) (благодарим за идею с братиной), Татьяна, Татьяна (песня под гитару великолепна smile.gif
Анатолий ( благодарю за поддержку bye.gif )
Дмитрий Рахматулин (и все-таки ЧЕЛОвек и потом создана пЧЕЛа БОГОМ для ЧЕЛОвека bye.gif ), Александрас и Мария (неожиданные приятные гости и участники bye.gif )
Андрей Щёголев, сын Кирилл (благодарю за поддержку)
Ольга Александровна Лобачевская (этнограф погрузивший нас в былое)
операторы Александр и Василий
Ира со своей дружной командой из программы "Існасць"
Юрий Щёголев (Бывалый), жена Татьяна ( мой самый близкий друг, прикрытие, тыл ), сын Иван
А также те кто хоть и не приехал, но был все равно с нами и ваш воск в братской свече!
Это Иван Домраченок, Сергей Батюков и Алексей с Сергеем. hi.gif

Вроде никого не забыл. :hi:Спасибо за теплые отзывы bye.gif

Теперь смело можно звать друг друга братьями и сестрами. bye.gif
Val
Цитата(Патрикей @ Воскресенье, 15 Февраля 2015, 19:07)
доклад исторических истоков самого обряда создания Братской свечи в исполнении доктора искусствоведения Лобачевской О.А
*



Начало выступление.

Цитата(Патрикей @ Воскресенье, 15 Февраля 2015, 19:07)
Сам процес
*



Сам процесс шел оживленно все принимали участие в изготовлении братской свечи

изготовления свечи
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Прикрепленное изображение: Открыть в новом окне
Александр-Беларусь
Цитата(Бывалый @ Понедельник, 16 Февраля 2015, 8:32)
еперь смело можно звать друг друга братьями и сестрами.
*


Не хочется в истории остаться под ником. Расшифровываюсь:
Александр Дмитриевич Качан. Подполковник в отставке. Пчёлы - хобби. В разговоре о них рот может не закрываться crazy.gif .
Братья, для монтажа фильма есть задумка отметить всех поимённо, поэтому не стесняемся, присылаем в личку свои фотопортреты (можно фоновые) с указанием ФИО (для титров выходных данных).
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы пожалуйста нажмите сюда.
Пчеловодство © 2001-2024 Пчеловод.ИНФО